Как реагировать на критику в свой адрес?

Как реагировать на критику Невозможно прожить всю жизнь, не услышав слова критики в свой адрес. Все мы люди, и все мы совершаем те или иные поступки. Мы часть общества, поэтому наши действия всегда оцениваются другими его членами. Каждое наше действие противоречит чьим-либо жизненным укладам и вызывает критику. Вопрос в том, конструктивна ли она и как на неё реагировать? Об этом мы и поговорим в этой статье.

Почему критика неприятна?

Мало кому критические суждения окружающих доставляют удовольствие. Согласитесь, неприятно услышать, что твои труды напрасны и действия не имеют смысла. Такие заявления вызывают в душе бурю эмоций: гнев, негодование, чувство несправедливости, опустошённость.
Часто, в ответ на критику мы реагируем бурно, провоцируя оппонента на открытый конфликт. Но стоит ли оно того? Ведь критическое суждение может быть правильным, может подталкивать нас к пересмотру ситуации.

Виды критики

Критика — это анализированное оценочное суждение о каком-либо проявлении человеческой деятельности. Существует несколько видов критического суждения:

  • Претензия — критика, сопровождающаяся требованиями;
  • Замечание — короткое критическое суждение;
  • Возражение — обоснованная критика;
  • Обвинение — критика, направленная на поиск виноватого в каком-либо недостатке;
  • Недовольство — негативные ощущения, выраженные в ответ на найденный недостаток.

По своей форме критическая оценка тоже отличается. Она бывает:

  1. Развёрнутой (собственно критика) и краткой (замечание);
  2. Конструктивная (помогает сделать ситуацию лучше) и деструктивная;
  3. Прямой и косвенной. В последнем случае критикуемому приводят абстрактный пример, исходя из которого он догадывается о ложности своих действий;
  4. Открытая и скрытая;
  5. Направленная непосредственно на человека или на его действия. В первом случае критика является обвинением, без какой-либо возможности исправления ситуации;
  6. Конкретная и общего плана. Конкретная критика чрезвычайно полезна, так как показывает, что и где необходимо исправить для достижения желаемого результата;
  7. Мотивирующая и останавливающая;
  8. Разгромная (переход на личности, публичные обвинения) и поддерживающая (помогает нормализовать самооценку, не потерять репутацию).

Необходимо различать критику и обвинительные выпады. Например, слова “Твой поступок был неприемлем для сегодняшнего вечера», «Исправься в следующий раз” и “Ты дурак” звучат совершенно по-разному.
К обвинительным выпадам относят всё, что касается внешности и личности критикуемого. Слова “У тебя подбородок, как у бульдога” — это не критика. Человек родился с такой анатомией и исправить сейчас это не в силах.

Как отвечать на критику?

Каждое критическое суждение вызывает у нас определённые чувства. Но необходимо понимать, что оно может быть верным, и стараться адекватно его воспринимать. Для нормального восприятия критики стоит пересмотреть своё отношение к ней (не всякий критикующий желает унизить) и выстроить чёткую линию поведения в критической ситуации. Есть несколько основных линий.

Переход к дискуссии

Важно понять причину критики и высказывания критикующего. Выслушайте критика со всей внимательностью и доброжелательностью. Обязательно поинтересуйтесь, что именно в ваших действиях он считает неправильным.

Задавайте наводящие вопросы. Они позволяют понять, в чём именно ваша ошибка, какими путями её можно исправить. Будьте вежливы и дружелюбны с оппонентом. Дайте ему понять, что его мнение важно и вы к нему прислушались. Не выводите человека на общение, сдобренное негативными намёками или двусмысленностью.

Как реагировать на критику

Сохранение чувства собственного достоинства

Если вы умеете адекватно воспринимать критику, отделяя конструктивные высказывания, вам повезло. Но некоторые, любые замечания принимают как доказательство своих ошибок. На деле же необходимо отличать свои недочёты от личных оценочных суждений человека.

Если вы пришли на праздник в красивом костюме, а кто-то из компании его раскритиковал, не стоит бежать переодеваться или оправдываться. Этот костюм — ваш выбор. Можно пошутить в ответ или вежливо указать на неуместность критики. Близким можно прямо сказать.

Предотвращение конфликта

Критика в свой адрес воспринимается крайне болезненно. И в ответ на критические высказывания хочется инстинктивно защититься, атаковать оппонента. В процессе высказывания критических замечаний, человек использует жесты, позы или защитные слова.

Скрестив руки на груди или произнеся “Без тебя разберусь”, вы подтверждаете свою неготовность воспринимать критику. Оппонент расценивает это как скрытый конфликт. Поэтому стоит следить за своей мимикой, чтобы не прослыть человеком, не воспринимающим конструктивные замечания.

Сдерживание параноидальных мыслей

Нет, речь не о психическом заболевании. Речь о способности человеческого мозга додумывать и закручивать ситуацию в другое русло. Вам могут сказать, что в отчёте допущена ошибка. В ответ на это возникает мысль, что весь отчёт неверен. Эта мысль в итоге закручивается до того, что из-за отчёта вас могут уволить, начальник-тиран и тому подобное.

Как реагировать на критику
На деле же просто указана ошибка, которую необходимо исправить и ничего более. Для того, чтобы здраво воспринимать критику, не нужно додумывать смысл фраз. Вслушивайтесь в речь критикующего и понимайте его замечания буквально. Ошибка — это ошибка, а не увольнение по статье без выходного пособия.

Соблюдение границ критики

Рассмотрим простой пример: к вам в гости пришла свекровь, в тот момент, когда вы выбирали обои для детской спальни. Ваш выбор остановился на изумрудном цвете. Но свекровь настаивает, что такой цвет неприемлем, и для девочки подходящая комната — розовая.

В данном случае границы критики не соблюдены, так как вы не обозначили зону своей ответственности. В творческих вопросах это вообще сложно сделать, так как у каждого человека своё видение прекрасного. Поэтому стоит вежливо сказать, что вам нравится именно так и никак иначе. Ваше видение комнаты именно в изумрудных оттенках.

Если советчик настаивает на обратном, то чётко обозначьте ему свои границы. Ваша квартира — ваш выбор. И советы, не подкреплённые аргументами, здесь излишни.

Чтобы правильно реагировать на критику, научитесь отличать аргументированные доводы от личного суждения оппонента. Научиться этому можно с помощью анализа ситуации. Например, коллега в офисе критикует только вас. Остальные ему неинтересны. Скорее всего, дело в его предвзятом отношении к вам. Поэтому воспринимать его высказывания близко к сердцу и расстраиваться не стоит.

Как не стоит реагировать на критику?

При здравой реакции на критику недопустимо:

  1. Бурно, со злостью реагировать на слова оппонента. Соблюдайте правила вежливой беседы, не переходите на личности;
  2. Переносить критику на себя. Вам могут сказать, что отчёт сделан плохо. Но это не значит, что вы становитесь плохим работником;
  3. Негативно воспринимать слова критикующего. Если критика конструктивная, то примите её с улыбкой, постарайтесь выявить пути для решения проблемы. Пустые обвинения пропустите мимо ушей;
  4. С ходу начинать оправдываться. Примите свои недочёты и постарайтесь впредь их не допускать;
  5. Поддаваться влиянию эмоций. Если критикующий задел важный для вас вопрос, не отметайте сразу его мнение. Спокойно и сосредоточенно проанализируйте слова критики, возможно, вы не так уж и правы.

Важно понять, что здравая критика — это то, что делает нас лучше и сильнее. Закрываться от неё не стоит, избегать её нет смысла. Прислушайтесь к мнениям критикующих, если они чётко обоснованы.

Как реагировать на критику

Как перестать расстраиваться, когда критикуют?

Не каждый обладает достаточной стрессоустойчивостью и способностью адекватно относиться к критике, пропуская её мимо себя. Многие воспринимают критику, как удар по собственной самооценке, повод заняться самобичеванием и поиском недостатков внутри себя. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы слова критикующего пошатнули веру в себя.

Анализируйте смысл сказанных вам слов. Как правило, большая часть критики в нынешнее время — завуалированные оскорбления. Они неприятны, это факт. И могут вывести из равновесия даже самого спокойного человека. Такая завуалированная критика не нуждается в контраргументах и разборе. Человек просто хочет оскорбить вас и возвыситься. Подобные выпады стоит принимать с долей иронии, жалея критикана.

Только представьте, как скудна и жалка его жизнь, если всё, что ему остаётся для повышения авторитета — унижение и оскорбление оппонента. Вступать с ним в дискуссию не имеет смысла, так как его цель — принизить ваши заслуги и достоинства, чтобы потешить свое самолюбие. Необходимо раз и навсегда чётко выразить своё мнение и идти дальше от неприятной личности.

В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Не давайте эмоциям захлестнуть себя, чтобы здравая дискуссия не перешла в ссору. Постарайтесь отвлечься, переключить свои мысли в позитивное русло.

Как относиться к критике (видео)

В этом видео вы узнаете о том, как поменяла своё отношение к критике.

Не оставляйте критические оценки без внимания. Если они здравые и конструктивные, прислушайтесь к ним. Возможно, вы делаете что-то неправильно. В ответ на безосновательные оскорбления и переход на личности чётко обозначьте свою позицию, поставьте хама на место. И прекратите с ним дальнейшие препирательства, так как его цель — критика для собственной выгоды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: